«

»

Июн 23 2015

Разъяснения прокурора Уфимского района

Прокур-2Уточнены правила рассмотрения разногласий и споров, связанных с применением тарифов на коммунальные услуги

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2015 № 517 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования процедур рассмотрения разногласий и рассмотрения в досудебном порядке и урегулирования споров.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, форма заявления, перечень и формы документов, прилагаемых к заявлению, представляемых для рассмотрения разногласий, а также требования к ним утверждаются Федеральной службой по тарифам.
Кроме того, уточнено, что Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса определяют порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов, установление которых предусмотрено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», и разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении тарифов и надбавок, установление которых предусмотрено Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Согласно Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) Федеральная служба по тарифам также будет утверждать форму заявления и прилагаемой к нему пояснительной записки, а также перечень обосновывающих документов и материалов, прилагаемых к заявлению.
Постановление вступило в действие с 10.06.2015.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Ответственность за взяточничество несет и юридическое лицо

Актуальной проблемой современного общества является коррупция. Борьба с коррупционными проявлениями и по настоящее время остается важным направлением деятельности органов прокуратуры.
Как известно, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности за дачу взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК Ф), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Анализ показывает, что значительная часть преступлений совершается в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что по указанным нормам уголовного законодательства ответственности подлежат конкретные физические (должностные) лица, а не юридическое лицо. Но при этом, не следует забывать, что привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу денег, ценных бумаг, оказание услуг и т.д. не освобождает само юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Так, юридическое лицо (предприятие) в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, подлежит привлечению к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), что влечет наложение административного штрафа до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Указанная норма введена в первую очередь с целью предупреждения и пресечения провокаций коррупционных действий (бездействий), так как в данном случае, страдает также и само юридическое лицо, в интересах которого они совершались.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Больные заразными формами туберкулеза имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма

Федеральным законом от 02.05.2015 № 124-ФЗ внесены изменения в пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Теперь больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Данные изменения приняты в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №30-П, согласно которому признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки.
Ранее действующая редакция статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусматривала, предоставление вне очереди отдельные жилые помещения только больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, с учетом их права на дополнительную жилую площадь.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Трудовые права несовершеннолетних

Действующее трудовое законодательство относит несовершеннолетних граждан к особо охраняемой категории, устанавливая для них специальные гарантии.
Законом определены работы, на которых запрещено применение труда несовершеннолетних.
В частности, ст. 265 Трудового кодекса РФ установлен запрет применения труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.
В соответствии со ст. 267, 268 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категории медицинских работников

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.04.2015 утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
К особенностям проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах относятся территориально меняющиеся рабочие зоны, включающие в себя станцию (подстанцию) скорой медицинской помощи, автомобили скорой медицинской помощи, жилые, общественные, служебные помещения, помещения стационара, иные помещения, а также открытые территории вне зданий, сооружений, помещений, где находится человек, нуждающийся в оказании скорой (скорой специализированной) медицинской помощи.
Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, должны осуществлять деятельность по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя.
Обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы: химический фактор; шум; вибрация; параметры микроклимата (в салоне транспортного средства, задействованного при оказании скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации); биологический фактор; тяжесть трудового процесса; напряженность трудового процесса.
Также при отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, дополнительно оценивается их травмоопасность.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Новое распоряжение материнским капиталом

С 25 мая 2015 года средствами материнского капитала можно оплатить первоначальный взнос на покупку (строительство) жилья.
Федеральным законом от 23.05.2015 №131-ФЗ внесены изменения в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», касающиеся правил распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и направления указанных средств на улучшение жилищных условий.
В настоящее время обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может направить соответствующие средства не только на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, но и на уплату первоначального взноса.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Предоставление денежных займов населению

В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Вместе с тем, практика показывает, что кредитными, а также коллекторскими организациями, часто допускаются нарушения данного Закона.
Так, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 Закона при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя: личные встречи, телефонные переговоры; почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, в процессе возврата задолженности во внесудебном порядке коллекторы вправе: вести с клиентом переговоры при личной встрече или по телефону, направлять письма и уведомления по почте, а также сообщения по электронной почте, смс-сообщения.
В силу закона любые контакты с заемщиком допустимы в период с 8 до 22 часов по местному времени места проживания клиента в рабочие дни и с 9 до 20 в выходные и нерабочие праздничные дни.
При этом стоит отметить, что взаимодействовать иным способом с заемщиком коллекторы могут только при наличии письменного согласия должника или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа).
Таким образом, в случае, если лицами, осуществляющими деятельность по возврату задолженности, в ходе своей деятельности допускается высказывание угроз заёмщику, его родственникам, повреждается имущество заёмщика, а также общедомовое имущество, совершаются телефонные звонки заёмщику (членам его семьи), в том числе, в ночное время за защитой своих прав возможно обратиться в органы полиции, прокуратуры или в суд.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Выросла стоимость набора социальных услуг

Размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.) с 1 апреля проиндексированы на 5,5%.Одновременно с индексацией ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) увечилась и сумма средств, которые направляются на предоставление получателю ЕДВ государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
По закону федеральные льготники, имеющие право на получение социальных услуг, имеют право выбора: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. При этом законодательство предусматривает замену набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный.
Так, с 01.04.2015 года на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 930 рублей 12 копеек в месяц, из них:
– обеспечение необходимыми медикаментами – 716 рублей 40 копеек;
– предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 110 рублей 83 копейки;
– бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 102 рубля 89 копеек.
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается в орган Пенсионного фонда по месту жительства. Если гражданин РФ не имеет регистрации на территории Российской Федерации, то он вправе подать заявление в территориальный орган Пенсионный фонд по своему месту пребывания.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного Фонда России со дня обращения за ней с письменным заявлением и всеми необходимыми документами (паспорт, свидетельство обязательного пенсионного страхования, документы о праве на льготы).
Размер ежемесячной денежной выплаты не зависит от районных коэффициентов и подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Определен порядок проведения контроля за ценами на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 434 утверждено положение о региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение объектом контроля при реализации лекарственных препаратов требований Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» по применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размера оптовой надбавки или размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки или размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте РФ.
Региональный государственный контроль осуществляется посредством:
организации и проведения проверок соблюдения объектом контроля обязательных требований;
систематического наблюдения за исполнением объектом контроля обязательных требований;
принятия мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований или устранению последствий таких нарушений, выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принятия мер по привлечению к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Информация о деятельности органа регионального государственного контроля, в том числе о результатах проведенных им проверок, размещается на официальном сайте органа регионального государственного контроля в сети Интернет.
Должностные лица органа регионального государственного контроля при проведении проверок несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов регионального государственного контроля могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Применение насилия в отношении несовершеннолетних влечет ответственность

Риску применения насилия в семье подвержены не только неблагополучные семьи: с низким уровнем дохода, злоупотребляющие алкоголем либо наркотическими веществами, имеющие судимости, но и внешне благополучные не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи.
Насилие представляет собой не что иное, как жестокое обращение с ребенком. Традиционно считается, что жестокое обращение с детьми предполагает физическое насилие, которое проявляется в нанесении телесных повреждений, лишении ребенка пищи и воды, прочих издевательств и истязаний.
Необходимо отметить, что любое насилие влечет необратимые последствия в психике ребенка: формирование патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социальном становлении.
Жестокое обращение с детьми влечет привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности: уголовной, административной и гражданско-правовой.
Так, ст. 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем (законным представителем), если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Таким образом, ответственность наступает за любой из видов насилия, применяемых к ребенку. Санкция указанной статьи в качестве наказания предусматривает, помимо прочего, лишение свободы на срок до трех лет.
При этом, в случае нанесения ребенку телесных повреждений, допущения в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств и полового насилия, виновным лицам, помимо ст. 156 Уголовного кодекса РФ, вменяются также иные преступления, что, в свою очередь влияет на размер наказания в сторону его увеличения.
Одновременно с уголовной ответственностью к законным представителям может быть применена и гражданско-правовая, подразумевающая отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью, ограничение в родительских правах, лишение родительских прав. Данные виды ответственности регулируются семейным законодательством РФ.
Административная ответственность предусмотрена ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наступает в отношении лиц, допустивших пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей. Санкция данной статьи в качестве наказания предусматривает, помимо прочего, штраф в размере от 100 до 5000 рублей либо административный арест до 5 суток.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Ответственность за выпуск экстремистских материалов СМИ

13.05.2015 вступают в действие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2015 № 116-ФЗ.
Согласно изменениям, дополнена ст. 13.15 КоАП РФ, в соответствии с которой производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Кроме того, производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) повлечет наложение административного штрафа на юридических лиц не от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Определен порядок проведения контроля за ценами на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 434 утверждено положение о региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение объектом контроля при реализации лекарственных препаратов требований Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» по применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размера оптовой надбавки или размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки или размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте РФ.
Региональный государственный контроль осуществляется посредством:
организации и проведения проверок соблюдения объектом контроля обязательных требований;
систематического наблюдения за исполнением объектом контроля обязательных требований;
принятия мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований или устранению последствий таких нарушений, выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принятия мер по привлечению к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Информация о деятельности органа регионального государственного контроля, в том числе о результатах проведенных им проверок, размещается на официальном сайте органа регионального государственного контроля в сети Интернет.
Должностные лица органа регионального государственного контроля при проведении проверок несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов регионального государственного контроля могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Особенности наследования жилых помещений

Квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах в соответствии с гражданским и жилищным законодательством относятся к жилым помещениям и являются объектами жилищных и гражданских правоотношений.
Принадлежавшие умершему (наследодателю) на праве собственности жилые помещения входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Как и иные объекты гражданских правоотношений, жилое помещение может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В случае смерти участника совместной собственности определяется доля умершего, которая включается в состав наследуемого имущества.
После смерти пережившего супруга – участника совместной собственности – наследство открывается в общем порядке. А значит, если есть завещание, то к наследованию призывается лицо (лица), указанное в нем. Если же завещания нет, то имущество, принадлежавшее супругу единолично, и право на долю в общей собственности переходят наследникам первой очереди, к числу которых относится и супруг умершего. Например, супруги на момент смерти одного из них имели на праве совместной собственности кроме прочего имущества квартиру. При этом завещания не было, а значит, наследование должно осуществляться по закону. С учетом того, что у супругов имелось двое детей, наследство открывается на 1/2 доли в праве собственности на квартиру, т.е. эта доля распределяется на троих наследников поровну – на пережившего супруга и двоих детей.
Наследодатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу других лиц.
Статьей 33 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, которому предоставлено право пользования жилым помещением на определенный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником этого жилого помещения. По истечении установленного завещательным отказом срока пользования жилым помещением право пользования им у гражданина прекращается.
При этом, данное лицо несет солидарную с собственником такого жилого помещения ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования этим жилым помещением, если иное не предусмотрено соглашением между указанными собственником и гражданином.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов

Если шум мешает жизни

Всем известна проблема шума, с которой сталкиваются жильцы квартир, расположенных в непосредственной близости с магазинами и иными производственными объектами. Возникают вопросы: что делать, куда обращаться.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.Согласно статье 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При этом вредным считается такое воздействие, которое создает угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. При этом наличие шума относится именно к физическим факторам.
Предельно разрешенные уровни шумов установлены действующими санитарными нормами и правилами, которые, в частности, содержат ряд ограничений для магазинов, расположенных в многоквартирных домах.
Торговые предприятия (магазины), расположенные в жилых многоквартирных домах, должны соблюдать данные требования гигиенических нормативов по шуму, звуку и вибрации.
Устанавливает факт превышения допустимых уровней шума, производимые магазином, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор, с привлечением специалистов соответствующего центрагигиены и эпидемиологии.
Порядок проведения измерения уровня шума описан в ГОСТе 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий».Результаты должны фиксироваться в протоколе проведения измерения шума.
В случае выявления нарушений данных требований, организация может быть привлечена как к уголовной (в зависимости от обстоятельств), так и к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Заместитель прокурора района В.Р.Шаяхметов